Новое время и новые науки

Период развития человечества, заключенный в хронологические рамки 1640–1918 годов, отличался становлением новых экономических и политических отношений в государствах Западной Европы. Символично названная Новым временем, эта революционная эпоха отмечена множеством знаменательных событий: укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением в обществе, глобальной перестройкой мира в связи с колониальной экспансией, Великими географическими открытиями. Дальнейшее формирование промышленности, рост городов, революции в Нидерландах (1566–1609 годы), Англии (1640–1649 годы) и Франции (1789–1794 годы) определили появление новой философии.

«Великий, прогрессивный переворот, самый мощный из всех пережитых до того времени человечеством, нуждался и породил титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многогранности и учености. Передовые люди новой эпохи овеяны духом Новое время и новые науки смелых искателей приключений. Тогда не было ни одного крупного деятеля культуры, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех, пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». Известный философ подразумевал начало длительного периода развития науки, представители которой поставили задачей воспитание «нового человека» с чисто светским мировоззрением. Греческий термин humanitas — «воспитание», стал обозначением идейного содержания новой эпохи. Новое мировоззрение предполагало не только овладение античной мудростью, но также самопознание и самосовершенствование.

Во взглядах философов Нового времени гармонично сосуществовали древность, религиозное Средневековье со светским кодексом чести и новые теоретические основы, ставившие в центр интересов ум человека, его Новое время и новые науки знания, творческую энергию. Гуманитарное, научное и житейское начала соединились в идеях сторонников витализма (от лат. vitalis — «жизненный»). Выразители своеобразного течения в биологии отталкивались от признания в организмах нематериальной, сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа», «архей»), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля; его позднейшими последователями стали известные медики-виталисты Я. ван Гельмонт, Г. Шталь, И. Мюллер, считавшиеся теоретическими основателями современной клинической медицины. Утверждая метафизический материализм, а с другой стороны, опираясь на законы механики, медики XVI–XVIII веков еще не могли объяснить многообразие окружающего мира.

Начиная с Везалия, как известно, посвятившего себя теоретической анатомии в ущерб врачебной деятельности, медицина Новое время и новые науки постепенно разделилась на отдельные сферы. К началу Нового времени, в средневековой медицине выделилось на два направления: медико-биологическое и клиническое. Первое, связанное с развитием естествознания, представляли такие науки, как гистология, патологическая анатомия, физиология, микробиология.

Нидерландский естествоиспытатель Ян Баптист ван Гельмонт (1579–1644 годы), занимавшийся ятрохимией, ввел термин «газ» и впервые поставил опыты по изучению питания растений. Немецкий химик и врач Георг Эрнст Шталь (1659–1734 годы) сформулировал общую химическую теорию, названную теорию флогистона, которую впоследствии опроверг химик А. Лавуазье. Немецкий виталист Самуэль Ганеманн (1755–1843 годы) считается родоначальником гомеопатии. Клиническая медицина, в частности терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство и гинекология с большим трудом принимали достижения Новое время и новые науки биологии. Вследствие некоторой консервативности существовал значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, творивших на основе опытного способа исследования, и сознанием терапевтов, предпочитавших традиционные методики. Представляется удивительным факт, что почти до XIX столетия лечащие врачи не использовали специальных инструментов для обследования больного.



Развитие медико-биологического направления определялось фундаментальными открытиями в науке и технике, среди которых наиболее важными считаются:

— теория клеточного строения растений и животных (М. Я. Шлейден и Т. Шванн, 1838–1839 годы);

— закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты (Ю. Р. Майер, 1841 год; Дж. П. Джоуль, 1843 год; Г. Л. Ф. фон Гельмгольц, 1847 год);

— эволюционное учение Чарлза Дарвина, пояснившего основные природные процессы Новое время и новые науки в работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» (1859 год).

Все значительные открытия Нового времени зафиксированы в многотомной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (Париж, 1751–1757 годы), подготовленной к выпуску знаменитыми философами Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером. Огромное значение в формировании научной медицины сыграла деятельность сторонников французской школы механического материализма. Оригинальный мировоззренческий принцип, выдвинутый в XVII–XVIII веках, объяснял развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма послужили законы механики. В широком смысле эта теория сводилась к умозрительному движению от сложной, качественно своеобразной формы к более простой, например от социальной Новое время и новые науки — к биологической. В сфере медицины механицизм представляли врачи-материалисты Анри Леруа (1598–1679 годы), Жюльен Ламетри (1709–1751 годы), Пьер Кабанис (1757–1808 годы). Всеобъемлющие обобщения естествоиспытателей, подготовленные трудами предшественников и основанные на опыте современников, определили будущее истинно научной медицины Нового времени.


documentaoxipuv.html
documentaoxixfd.html
documentaoxjepl.html
documentaoxjlzt.html
documentaoxjtkb.html
Документ Новое время и новые науки